Проект психолого-педагогической поддержки членов семей детей-инвалидов «Семейное дело»

Проект психолого-педагогической поддержки членов семей детей-инвалидов «Семейное дело»

Актуальность и новизна проекта

456Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребёнка. Для ребёнка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своё базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями.

Семья — это первый социальный институт, куда попадает ребёнок с самого его рождения и находится долгий период времени. С её помощью ребёнок начинает познавать окружающий мир и адаптироваться в нём. Проблемы, возникающие в семье с появлением ребёнка-инвалида, оказывают сильное влияние на психическое и эмоциональное состояние всех членов семьи.

Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поставлена в особые условия в обществе и по отношению к ребёнку. В процессе своей жизнедеятельности семья сталкивается с проблемами, большинство из которых несвойственно и нетипично с нормально развивающими детьми. Воспитание ребёнка–инвалида затрудняет функционирование семьи, ставит её членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.

Влияние хронической стрессовой ситуации; трудности принятия ребёнка с особенностями и налаживания взаимоотношений внутри семьи; недостаточность знаний об особенностях развития ребёнка и умений, позволяющих осуществить коррекционно- развивающую работу; недостаточно высокий культурно-образовательный уровень родителей; низкий уровень благополучия семей. Весь этот спектр проблем влечет за собой искажение функций семьи, а также нарушение внутрисемейных и детско-родительских отношений.

Родители, воспитывающие особенного ребёнка и члены его семьи, должны не только знать психологические особенности его развития, но и иметь определенные умения и навыки, которые они могут применять в процессе целенаправленного воспитательного воздействия.

Целевая группа: родители и члены семей, где воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности членов семьи, где воспитывается ребенок-инвалид в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение всех членов семьи к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и развития ребенка, научить всех членов семьи применять техники и методики самостоятельной психокоррекционной работы со стрессом.

Задачи:

  • оказание социальной, психолого-педагогической поддержки членам семей, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;
  • создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей и членов семьи на основе общих интересов и потребностей;

Период реализации: с 2021 по 2023 г.г.

Направления реализации проекта:

Алгоритм психолого-педагогической поддержки членов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму и может быть представлен в виде следующих этапов общения психолога с родителями:

1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Определение проблем семьи.

На этом этапе у специалиста формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.

2 этап: диагностика особенностей развития ребёнка.

На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.

3 этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик.

Важным моментом на данном этапе является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.

4 этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологом реальных проблем. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.

5 этап: закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

установлением контакта на уровне «обратной связи»;

коррекцией понимания родителями проблем ребенка;

коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.

6 этап: подведение итогов, анализ эффективности достигнутых результатов.

Как показывает практический опыт, на начальном этапе взаимодействия с семьей большинство родителей не готовы к воспитанию ребенка с проблемами – им не хватает знаний, практических навыков, либо по каким-то другим причинам не желают или не могут включиться в работу с ребенком.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить.

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и психолога. Иными словами, психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.

В этой связи психологическая работа с родителями должна идти параллельно с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка и необходима на разных этапах его развития.

Для помощи семьям необходимы родительские собрания, семинары – практикумы, родительские конференции, групповые дискуссии, круглые столы, где все члены семьи делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями, тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений, деловые и ролевые игры, совместные занятия для родителей с детьми. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством группы в мессенджере «Вацап» «Развиваемся дома». Именно активные методы взаимодействия помогают наладить взаимоотношения педагогов и родителей, изменить негативные родительские установки, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.

На этапе коррекционной работы наиболее эффективны индивидуальные формы работы с родителями и членами семьи:

— присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком;

— совместное обсуждение задач и динамики коррекционной работы;

— индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.

Важно сориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях образовательного учреждения и семьи.

 

Мероприятия
Изучение семей, составление социального паспорта.Организация необходимого ресурсного обеспечения
КонсультацииСтеснительные дети. Как справиться с проблемой, если она уже есть.Если в семье появился ещё один ребёнок.Адаптационный период в детском саду.Как помочь ребёнку преодолеть тревожность.Как развить внимание ребёнка? На что необходимо обратить внимание.

Профилактика вредных привычек у подростков.

Предотвращение развития компьютерной зависимости. у детей.

Безопасность детей-забота родителей.

Если в вашей семье ребенок с ограниченными возможностями

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Авторитет родителей в семейном воспитании.

Поощрение и наказание в воспитании ребенка.

Мама и папа опять поссорились…

Агрессивный ребёнок. Что делать?

В помощь родителям: правила выполнения домашнего задания.

Первый раз в первый класс.

Игры, которые будут интересны Вам и вашему ребёнку.

Тренинги

Взрослые и дети

Я – родитель

Общение с ребёнком

Покажи мне любовь

Учимся требовать и контролировать

Счастливая семья

Семинары

Приёмы эффективного взаимодействия с детьми.

Как воспитывать у детей самостоятельность.

Круглый стол

Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка.

Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления.

Роль семьи в формировании положительной мотивации к обучению.

Дни правовой помощи

Правовое просвещение родителей.

Как научить говорить подростку «Нет».

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

Культурно-массовые мероприятия

День Защитника Отечества

Международный женский день

Всемирный день здоровья (7 апреля)

День Победы

Международный день защиты детей

День матери

Новый год

  1. Анализ результатов реализации проекта.
  2. Оценка эффективности реализации проекта психолого-педагогической поддержки.
  3. Разработка методических рекомендаций по совершенствованию психолого-педагогической поддержки, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
  4. Определение направлений и задач дальнейшего развития психолого-педагогического и социального сопровождения семей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • родители и члены семьи не стесняются ребенка, воспринимают его таким, какой он есть, помогают ребенку быть уверенным в себе, развивают его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу;
  • члены семьи видят, что вокруг них есть люди, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, готовы прийти на помощь и поддержать;
  • члены семьи понимают, что только совместные и терпеливые усилия, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты;
  • в семье есть понимание института семьи, возрождаются и сохраняются лучшие традиции семейных ценностей.

 

Knopka_9 копия2

Проведенные мероприятия

 

6

Второй туристический слет для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в Иркутской области

1  И невозможное возможно