Проект развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития «Рука в руке»

Проект развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития «Рука в руке»

Актуальность и новизна проекта

Аня с ребенкомВ современном мире отношение к детям-инвалидам меняется, на смену изоляционному подходу приходит гуманный. Детей-инвалидов всё чаще воспринимают как равноправных членов общества, имеющих особые потребности, связанные с особенностями здоровья, которые необходимо удовлетворять.

Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.

Одним из направлений работы с детьми-инвалидами, применяющихся в ОГАУСО «КЦСОН», является развивающий уход.

Развивающий уход ориентирован на увеличение собственной активности ребёнка с целью последующего сокращения помощи со стороны, персонала и родственников, а также повышение качества жизни в целом. Любой ребенок (даже самый-самый «тяжелый») развивается, в своем темпе, по правилам, отличным от общепринятых. Вот только ему нужно помочь в развитии, причем с самых первых дней и недель.

Учреждение располагает современной материально-технической базой, необходимой для проведения мероприятий психолого-педагогического, социального характера, ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Ведущая роль во взаимодействии с получателями социальных услуг отводится социальным работникам.

Проект «Руки» (развивающий уход за детьми с ТМНР) включает в себя наиболее важные подходы к улучшению качества жизни детей: постоянное обучение персонала новым технологиям и методам развивающей работы с детьми; широкое использование технических средств реабилитации. Обязательным условием является включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс.

Целевая группа: получатели социальных услуг

Цель: улучшение качества жизни детей с ТМНР на основе развития собственной активности и формирования адаптивных навыков повседневной жизнедеятельности с учётом их индивидуальных возможностей.

Задачи:

  • создание комфортной коррекционно-развивающей среды для детей с ТМНР;
  • разработка и проведение цикла обучающих семинаров по развивающему уходу для социальных работников
  • постоянное информационно-методическое сопровождение персонала с учётом лучших практик, направленных на развитие индивидуального потенциала каждого ребёнка;
  • индивидуальная разработка программы развивающего ухода и подбор технологий, методов развития детей с инвалидностью;

Период реализации: с 01.09.2022 года по настоящее время

Результаты реализации проекта:

  • повышение качества жизни детей-инвалидов с ТМНР;
  • положительная динамика в развитии детей-инвалидов;
  • расширение двигательной активности детей-инвалидов;
  • улучшение навыков самообслуживания и социального взаимодействия детей-инвалидов;
  • повышение профессиональной компетентности персонала;
  • индивидуальная программа развивающего ухода для каждого ребенка с инвалидностью.

Информация по основным направлениям проекта

Обучение персонала

В самом определении развивающего ухода за детьми с ТМНР можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалистов.

Для социальных работников нами разработан цикл семинаров по развивающему уходу. Такие занятия позволяют актуализировать и дополнить свои знания как сотрудникам со стажем работы, так и вновь прибывшим. Помимо основных тем, таких как обучение детей, бытовым навыкам, развитие коммуникации, применение методик активного обучения, использование технических средств реабилитации, затрагиваются вопросы профилактики синдрома эмоционального выгорания, эффективной работы в команде.

Информационно-методическое сопровождение персонала

На базе отделения социального обслуживания на дому детей-инвалидов и членов их семей в ОГАУСО КЦСОН была создана методическая база (методическая копилка) которая представляет собой обобщение и систематизацию собственного опыта сотрудников учреждения, а так же систематизацию опыта коллег. Поэтому структурно предлагаемые информационно-методические материалы состоят из двух основных частей. В первой части – находятся теоретические аналитические материалы. Вторая часть содержит материалы практического характера.

Применение технических средств реабилитации (ТСР)

Важнейшим компонентом развивающего ухода за детьми с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата являются технические средства реабилитации. Они необходимы для тренировки системы равновесия, развития координации движений, восстановления двигательных функций ребёнка, разгрузки больного органа или сустава, сохранения удобного положения. Благодаря использованию разнообразных ТСР, мы обеспечиваем правильное позиционирование ребёнка в течение дня. Особое внимание уделяется правильному положению в комнатной кресле-коляске. При этом учитываются индивидуальные параметры физического развития ребёнка, применяются фиксирующие жилеты и ремни, подголовники и специальные столики. Для того, чтобы ребёнок имел возможность перейти в положение стоя, используются вертикализаторы.

Индивидуальная программа развивающего ухода для каждого ребенка

Новая социальная обстановка, новые гуманистические взгляды, новые государственные стандарты требуют изменений в сложившейся за многие годы российской системе сопровождения лиц с ТМНР.

Программа развивающего ухода содержит следующие блоки:

  1. услуги по разработке индивидуальной программы развивающего ухода;

а) выявление основных проблем ребенка и ухаживающих лиц в повседневной деятельности,

б) проведение дополнительной оценки, при необходимости, компонентов проблем с помощью узконаправленных методик и шкал, которые используют отдельные специалисты, в том числе специализированных методик оценки уровня коммуникации, навыков приема пищи, оценки развития мануальных навыков и др.;

в) постановку целей и задач, которые измеримы с помощью методов оценки, доступных команде специалистов, достижимыми в рамках развивающего ухода, значимыми для развития ребенка, определенными по времени;

  1. услуги по созданию базовых психологических условий для осуществления развивающего ухода;

б) создание комфортной физической среды:

— поддержание оптимальной температуры и чистоты окружающей ребенка среды;

— достаточное, но не перегружающее ребенка количество и интенсивность сенсорных стимулов;

— упорядоченность в хранении, использование визуальных и тактильных подсказок;

в) создание комфортной психологической обстановки:

— содействие развитию отношений привязанности между ребенком и близкими взрослыми, обеспечение стабильного личностного общения;

— помощь ребенку в ориентировке в происходящих событиях: предупреждение, повторяемость, использование расписания, эмоционально-смысловое комментирование событий (в том числе с использованием технологий и символов АДК);

— предоставление ребенку возможности влиять на происходящие с ним события;

— создание ситуаций личной эффективности;

— знакомство с людьми, находящимися рядом, и учет возможностей ребенка по взаимодействию с ними (в том числе, ограничение количества людей вокруг);

г) установление и поддержание эмоционального контакта взрослого с ребенком:

— осуществление регуляции: помощь ребенку в достижении комфортного состояния и расслабления;

— предоставление ребенку возможности проявить собственную активность

  1. услуги по содействию ребенку в развитии самовосприятия и образа себя;

а) поиск тактильных, визуальных, слуховых, обонятельных, вкусовых, мышечно-суставных и вестибулярных стимулов, которые доставляют ребенку удовольствие;

б) предъявление и называние ребенку различных ощущений в процессе ухода, а также комментирование эмоций и состояний, которые он демонстрирует в процессе ухода и в других повседневных ситуациях;

в) содействие развитию у ребенка представлений о собственном теле:

г) предъявление ребенку различных гендерных и ролевых моделей, соответствующих его возрасту (чтение и рассказывание историй, просмотр изображений, фото- и видеоматериалов, проигрывание сюжетов, героями которых являются как нормотипичные, так и особые сверстники ребенка);

д) создание возможностей для ребенка выбирать свою одежду, прическу и другие атрибуты своей внешности, а также внешний вид своей комнаты, в рамках имеющихся у него возможностей, интересов, предпочтений;

  1. услуги по содействию ребенку в когнитивном развитии;

а) обеспечение физической безопасности процесса исследовательской активности ребенка, обучение ребенка

понятиям «опасно-безопасно», избеганию опасных действий с предметами и пространством, умению планировать

безопасное взаимодействие с объектами внешнего мира;

б) наблюдение за самостоятельной исследовательской активностью ребенка в отношении поверхностей, материалов и объектов окружающей предметной среды, с которыми он взаимодействует, вовлекая различные сенсорно-перцептивные модальности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и оральное обследование, вибрационное чувство, проприоцепцию, суставно-мышечное чувство;

в) речевое комментирование и комментирование с помощью средств АДК исследовательских действий ребенка, а также основных свойств и функций предметов, поверхностей и материалов, с которыми он взаимодействует;

г) расширение познавательной мотивации, интересов и активности ребенка

  1. услуги по формированию навыков коммуникации;

а) создание условий, необходимых для осуществления хорошего коммуникативного акта

б) осуществление поддержки естественной коммуникации ребенка и досимвольного общения

в) подбор средств и введение системы АДК для развития коммуникации ребенка

  1. услуги по стимуляции двигательного развития;

а) подбор и использование функциональных поз для выполнения деятельности;

б) стимуляцию двигательной активности ребенка

в) содействие занятиям физической культурой и адаптивным спортом

  1. - услуги по формированию навыков самообслуживания;

а) содействие самостоятельности во время приема пищи:

— обеспечение безопасности и эффективности еды; предотвращение аспираций, поперхивания, удушья, обезвоживания, белково-энергетической недостаточности через правильное позиционирование во время еды;

— ориентацию в процессе приема пищи (начало процесса кормления, приближение ложки ко рту, вытирание рта салфеткой, окончание приема пищи);

— стимуляцию самостоятельности во время приема пищи; обучение использованию столовых приборов, зачерпыванию, накалыванию, донесению до рта, возвращению в тарелку, при необходимости, подбор адаптированной посуды;

— обучение различению съедобного и несъедобного, хорошей и испорченной еды;

б) формирование навыков одевания и раздевания:

— надевание и снимание различных предметов гардероба: футболок, кофт, рубашек, штанов, юбок, носков, колготок, нижнего белья, шапок, варежек, перчаток, курток, шарфов, обуви, принятых в культуре, в которой

живет ребенок, самостоятельное или с частичной помощью;

— обучение ребенка выбору одежды, подходящей по погоде и ситуации;

— обучение умению найти свою одежду в шкафу (при необходимости с использованием визуальной и тактильной поддержки), отличить свою одежду от чужой;

— освоение последовательности снимания и надевания одежды;

в) формирование туалетных навыков:

— содействие ребенку в развитии самовосприятия и понимания потребности сходить в туалет, обучениесообщению об этом;

— обучение последовательности действий при посещении туалета и использованию средств личной гигиены;

— обучение общепринятым правилам при посещении туалета;

г) формирование навыков гигиенического ухода

  1. - услуги по формированию бытовых навыков;

а) формирование бытовых навыков у ребенка, связанных с приемом пищи:

— покупка продуктов в магазине;

— выращивание зелени, овощей, фруктов, уход за растениями, сбор урожая;

— приготовление еды;

— знание простых рецептов или умение пользоваться написанным или наглядным рецептом в символах;

— мытье овощей и фруктов;

— чистка овощей;

— нарезание продуктов на куски нужного размера в зависимости от блюда;

— использование терки, мясорубки, венчика, блендера, других приспособлений для приготовления еды и

кухонной техники;

— термическая обработка продуктов, использование плиты, духовки, микроволновки, мультиварки;

— адекватное использование соли, сахара, специй;

— сервировка стола;

— накладывание еды, умение положить нужное количество еды;

— мытье посуды;

— сохранение остатков еды в холодильнике;

б) формирование бытовых навыков, связанных с переодеванием:

— покупка одежды, выбор одежды, подходящей по размеру;

— стирка одежды;

— развешивание постиранного белья;

— снимание высохшего белья;

— утюжение одежды;

— хранение одежды, раскладывание и развешивание одежды в шкафу, умение ориентироваться в шкафу,

находить нужную одежду;

— починка одежды: пришивание пуговиц, подшивание;

в) формирование бытовых навыков, связанных с уборкой:

— подметание;

— мытье пола;

— использование пылесоса;

— вытирание пыли;

— мытье окон;

— чистка сантехники;

— вынос мусора;

— наведение порядка на столе, в шкафу, сортировка вещей;

г) обучение финансовой грамотности:

— формирование представление о покупательской функции денег;

— узнавание номинального достоинства купюр;

— выполнение операций с деньгами;

— хранение денег в определенном месте;

— планирование покупок;

д) обучение ориентировке и самостоятельному перемещению в пространстве:

— формирование представлений о расположении объектов в пространстве относительно тела ребенка или

какого-то значимого объекта (вверху, внизу, слева, справа, внутри, снаружи, близко, далеко и т.п.);

— обучение умению ориентироваться на постоянные признаки физической среды;

— для детей с выраженными нарушениями зрения освоение техник перемещения со зрячим сопровождающим,

собакой-поводырем, с тростью;

— освоение перемещения в рамках определенных маршрутов;

— обучение ориентированию в городской и сельской среде, пользованию общественным транспортом,

соблюдению правил дорожного движения;

— обучение использованию карт, навигаторов и тому подобного, а также их аналогов для пользователей АДК.

  1. услуги по содействию социальной интеграции.

а) поддержку кровной семьи с целью профилактики отказов;

б) нормализацию жизни:

— поддержание у ребенка нормального суточного, недельного, годового ритма;

— обеспечение возможности жить на достойном уровне, подчиняться общим правилам;

в) помощь в адаптации к новым взрослым, установлении контакта и развитии взаимоотношений с ними;

г) обучение взаимодействию с другими детьми, поддержка и развитие совместной игры;

д) подготовку ребенка к новым событиям и ситуациям через проигрывание, чтение книг на тему предстоящего события, просмотр видео, моделирование ситуации, в том числе через использование технологии «социальные истории», а также визуальных или тактильных подсказок с использованием средств АДК;

е) обучение ребенка правилам поведения в обществе;

ж) создание доступной среды (физической и социальной) как в месте проживания ребенка, так и во всех организациях поселения, общественном транспорте и объектах инфраструктуры;

и) сопровождение ребенка (помощь в адаптации, саморегуляции, взаимодействии, перемещении, деятельности) в разнообразных социальных ситуациях:

— посещении образовательных организаций, детского сада, школы, учреждений профессионального образования в зависимости от возраста ребенка, учреждений дополнительного образования;

— посещении магазинов, почты, банка, кафе и других объектов инфраструктуры населенного пункта, в котором проживает ребенок;

— использовании общественного транспорта;

— прогулках на детских площадках, в парках;

— посещении культурно-досуговых учреждений: музеев, театров, цирков, библиотек, клубов, концертных залов, кинотеатров, зоопарков и тому подобного, участии в культурных мероприятиях — праздниках, мастерклассах, экскурсиях, конкурсах, встречах и др.;

— посещении физкультурно-оздоровительных учреждений — спортивных центров, бассейнов, стадионов, катков, участии в занятиях физкультурой и спортом;

— участии в религиозных обрядах в зависимости от вероисповедания самого ребенка или его семьи;

к) помощь в осмыслении прошедших событий, просмотр фото и видеоматериалов, составление дневников событий, в том числе с использованием средств АДК.

Knopka_9 копия2

Проведенные мероприятия

 

 

Театр (34  Клуб театрализованной деятельности «неБЕЗизюминки»

 

 

DSC_7013  Благотворительное мероприятие «Круг добра, чудес и единства»

 

 

изображение_viber_2022-12-05_11-39-14-384  Помощь на дому семьям, имеющим детей-инвалидов

 

DSC_5791  Чудесный праздник новый год!