ПРОЕКТ социокультурной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста «Ты ярче всех»

ПРОЕКТ социокультурной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста «Ты ярче всех»

Актуальность и новизна проекта

на сайт 2Проблема социальной адаптации инвалидов в обществе всегда стояла остро и была актуальна на всех возрастных этапах развития личности. Но особое место занимает категория молодых инвалидов с ментальными нарушениями, с частичной возможностью личностного и профессионального самоопределения и развития самосознания. В этом возрасте происходит подготовка к самостоятельной жизни, планирование возможной трудовой занятости, личных взаимоотношений со сверстниками. У молодых людей с ограниченными умственными возможностями помимо возрастных психологических изменений наблюдается и специфическая особенность – привыкание к хронической природе заболевания и решение проблем изоляции от сверстников. Молодые инвалиды часто бывают лишены социального опыта, либо имели однобокое общение, поэтому приобретать этот опыт им приходиться самостоятельно и нередко с большими трудностями. Целью социальной политики Российской Федерации является обеспечение социализации людей с инвалидностью для успешной интеграции в общество. Сегодня инвалиды в России относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребность в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях реформирования Российского общества, инвалидам сложно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми.

Основная цель социокультурной реабилитации — создание путей восстановления связи между молодым инвалидом и окружающей средой за счет развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации. Социокультурная реабилитация помогает связывать приобретаемые знания и навыки с определенными составляющими формами жизнедеятельности: жизнеобеспечением, социальной коммуникацией, рекреацией и социализацией. Участие в процессах социальной коммуникации — ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, взаимодействий, обменов информацией между людьми. Коммуникативные барьеры, характерные для инвалидов, мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая таким образом поле их культурной активности.

Особенностями социокультурной реабилитации молодых инвалидов — являются: формирование собственной активности в отношении своих жизненных проблем; развитие оптимизма как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни; формирование умений выбирать благоприятную среду для самореализации; освоение совокупности ценностей, идеалов и норм поведения той или иной социальной роли; формирование гибкого приспособления к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Для более структурного восприятия проблем молодого инвалида можно выделить две группы факторов приводящие к их возникновению: объективные, зависящие от окружающей действительности и субъективные, зависящие непосредственно от самого молодого инвалида. К объективным относятся: негативное восприятие молодого инвалида обществом; отсутствие стремления здоровых людей интегрировать молодых инвалидов в общество; малообеспеченность; низкий уровень социального обеспечения, защиты и помощи молодым инвалидам; не благоустроенность жилых и общественных участков для пользования молодых инвалидов; отсутствие родителей и родственников как важнейшего источника моральной и материальной поддержки молодого инвалида; возрастные и образовательные характеристики; низость социального статуса. А к субъективным можно отнести: жизненная позиция, заключающаяся в пассивности и не стремлении ощущать себя полноценным членом общества через движение и деятельность; психологическое осознание себя, недооценка своих возможностей, скрытого личностного потенциала; отсутствие жизненных целей, установок; реабилитационный и адаптационный потенциал молодого инвалида; отторжение от социума (замкнутость, агрессивность); желание обучаться, работать, жить.  

Целевая группа:

- молодые люди в возрасте 18–30 лет с ментальными нарушениями, к которым относятся умственная отсталость легкой и средней степеней;

- члены семей молодых инвалидов

Цель: создание условий для формирования у молодых инвалидов с ментальными нарушениями умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни и для успешной интеграции в обществе.

Задачи:

- содействовать формированию положительного социального опыта, позволяющего свободно ориентироваться в жизни современного общества;

- создать условия для воспитания самостоятельной личности, способной принимать решения и нести ответственность за свои решения;

- способствовать формированию активной жизненной позиции

Период реализации: с 2020 по настоящее время.

Направления реализации проекта:

В целом можно выделить следующие направления социокультурной реабилитации, используемые в Центре:

- Просветительское, цель которого — устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;

- Досуговое, цель которого — организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалида путем содержательного наполнения свободного времени;

- Коррекционное, цель которого — привитие социальных норм, всестороннее, целостное развитие личности, повышение образованности;

- Познавательное, цель которого — приобретение инвалидом знаний, понятий о реальных явлениях, осознание окружающего его мира;

- Эмоционально-эстетическое — позволяет получать удовольствие, что существенно меняет образ жизни человека.

Участие в процессах социальной коммуникации — ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, взаимодействий, обменов информацией между людьми. Коммуникативные барьеры, характерные для инвалидов, мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая таким образом поле их культурной активности. Для решения вопросов социокультурной коммуникации инвалидов, их интеграции в обычную социокультурную жизнь в ОГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» используют различные методики:

- Программы, специально ориентированных на развитие у молодых инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях, целью которых является подготовка инвалидов к адекватным ответам на требования окружения и активным воздействиям на него, овладение стереотипами поведения и взаимодействия в социуме («Вечер этикета», «Кто я?», «Дом мечты», «Социум и я», «Я и мои друзья», «Будем знакомы»).

- Программы, повышающие интеллектуальное и нравственное развитие человека с инвалидностью, способствующие самоопределению, реализации потенциала, преодолению страха самовыражения, повышению уверенности в себе («Самые-самые», «Экономическая десятка», «Родной край», «Ярмарка талантов», «Веселые художники»);

- Проведение мероприятий, посвященные международным, всероссийским, христианским, календарным праздникам (Рождество Христово, День защитника Отечества, Масленица, Международный женский день, 1 апреля, День Победы, День защиты детей, День пожилого человека, мероприятия на декаде инвалидов и т.д.).

- Использование таких форм рекреации как: посещение театров, кинотеатров, органного зала, зоопарка, планетария, цирка, музеев, художественной галереи, выставок, поездка на фестиваль спорта, прогулки на теплоходе, экскурсии по городу и т.д. — С помощью аниматора, лица с инвалидностью ставят театральные номера, сказки, разыгрывают сценки, показывают кукольный театр и выступают с этими номерами перед зрителями. — Проводятся концерты с участием волонтеров

- Организация чаепитий, дней рождений, просмотр видеофильмов и т.д.

Результаты реализации проекта:

- повышение уровня знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного и независимого проживания и жизнедеятельности в быту, трудовой занятости, социального взаимодействия в обществе у инвалидов, участвующих в реализации проекта;

- расширение коммуникативного и жизненного пространства инвалидов, участвующих в реализации Программы, нормализация их личностно-социального статуса;

- организована дневная занятость инвалидов, участвующих в реализации проекта.

Все формы социокультурной реабилитации формируют у молодых инвалидов положительное отношение, как к себе, так и к окружающему миру, активную жизненную позицию, положительную оценку и отношение к своему положению, а также постепенно начинает проявляться и с толком использоваться личностный потенциал молодого человека. Социокультурная реабилитация успешно осуществляться лишь при комплексе проводимых индивидуальных и групповых мероприятий, непременно при своевременном и целесообразном их применении.

Knopka_9 копия2

Проведенные мероприятия 

IMG_5403  Завтра лето!

photo1687328284 (5) Ты ярче всех