Проект «Все вместе» по организации инклюзивного отдыха в детском лагере «Лазурный»

Проект «Все вместе» по организации инклюзивного отдыха   в детском лагере «Лазурный»

 IMG-20220725-WA0027 Сегодня весь мир и наша страна в частности стоят на пороге глобальных перемен, затрагивающих ключевые сферы   жизнедеятельности социума. Отдых в оздоровительных лагерях рассматривается как важнейшее время для активного отдыха и оздоровления детей и подростков и возможность вовлечения на систему мероприятий, способствующих творческому, интеллектуальному   развитию,  а также формированию социальных компетенций. Инклюзивный отдых приносит пользу обществу: происходит развитие (физическое, моральное) не только у детей инвалидов, но и у окружающих их сверстников и взрослых.

         В детском лагере появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с разными заболеваниями – продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме. Социокультурные ценности, которые выходят на первый план, – это, общение, дружба и взаимопомощь, командная работа, познавательный и развивающий отдых. Связующим звеном для самореализации и совместной деятельности будут различные виды творчества, и задача детского лагеря при реализации дополнительной инклюзивной программы – обеспечить возможность для творческой самореализации всех участников смены.

        В детском лагере создается новый детский временный коллектив, что дает каждому ребенку возможность реализовать свои способности и амбиции, которые не удается воплотить в уже сложившемся школьном коллективе. Проживая ситуации успеха, моделируемых педагогами детского лагеря, закладываются прочные личностные связи, которые сохраняются у детей в дальнейшем.

Актуальность:

 

Инклюзивный отдых важен для детей инвалидов, так и для нормотипичных подростков. Одни социализируются, находят друзей и круг общения, который смогут сохранить на долгие годы вперед, а вторые воспитывают в себе толерантность, милосердие, стремление и смелость  взять на себя ответственность и помочь другому человеку.

Инклюзия в среде детского лагеря является педагогической инновацией. Безусловно, некоторый опыт совместного пребывания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в летних лагерях есть, однако он имеет скорее эпизодический, нежели системный характер.

           Для здоровых детей актуально:

- распространение среди детей доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ограниченными возможностями;

-создание условий для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью.

           Для детей- инвалидов актуально:

-возможность смены обстановки;

- создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества;

-создание условий для социализации и реабилитации детей: как правило, дети инвалиды имеют ограниченный круг общения.

          В детском лагере отдыха появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых.

 Цель проекта:

Создание условий для социальной реабилитации и интеграции детей–инвалидов с норнотипичными сверстниками, развития самореализации и улучшения эмоционально-волевой сферы.

Задачи проекта:

-формирование общечеловеческих отношений: дружба, взаимовыручка, общение со сверстниками и работа в команде

-развитие отдельных видов способностей: интеллектуальных, творческих и организаторских.

-формирование эмпатии и толерантности;

-вовлечение педагогических кадров в систему работы с детьми-инвалидами в детском лагере отдыха;

-развитие системы социального партнерства между лагерем отдыха и другими организациями;

 Для успешной социальной реабилитации детей-инвалидов в детском лагере применяются следующие направления:

  • Социально-средовая реабилитация;
  • Социально-педагогическая реабилитация;
  • Социально-психологическая реабилитация;
  • Социокультурная реабилитация;
  • Социально-бытовая адаптация.
  • Физкультурно-оздоровительное

 Краткая характеристика участников программы

 Участники: Дети -инвалиды и нормативно развивающиеся дети 6-17 лет.

 Ключевыми аспектами  реализации проекта « Все вместе» в детском лагере отдыха  « Лазурный» для детей –инвалидов являются следующие направления:

  Социально-средовая реабилитация.

 Услуги направлены на формирование способностей детей-инвалидов к самостоятельному передвижению, ориентации и осуществлению межличностного взаимодействия в обществе .

 Реализация подпрограммы   « Мы все можем !»

Технология  «Маршруты жизни»

Технология подразумевает оказание  сотрудниками лагеря помощи  детям –инвалидам , обеспечивает квалифицированную социальную помощь детям –инвалидам  в непривычных для них условиях, направлена на восстановление их успешной социальной интеграции и позволяет обеспечить получение качественных социальных услуг,

Внедрение технологии в работе позволит организовать социальное обслуживание детей-инвалидов, вовлечь их  в процесс взаимодействия по вопросам реабилитации, сделать жизнь детей богаче и содержательнее, дать возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

ЦЕЛЬ: Реабилитация (абилитация) детей –инвалидов в условиях детского лагеря отдыха и постепенная интеграция их в социум.

ЗАДАЧИ:

  • Оказание социальной помощи детям-инвалидам в условиях детского лагеря отдыха .
  • Обучение детей –инвалидов применяя новые методы , формы , технологии для их  его развития и воспитания .
  • Содействие в воспитании и развитии детей-инвалидов в условиях детского лагеря отдыха.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

  • детей-инвалиды, находящихся в детском лагере отдыха с предоставлением социальных услуг в стационарной форме.

 План мероприятий :

Социально-средовая реабилитация «Маршруты жизни»
1 Идем в гости (« Гостевание») Поход детей- инвалидов в гости к другому отряду, формирование умений установления взаимоотношений с нормотипичными сверстниками
2 Экскурсия по Курминскому заливу Знакомство с водной гладью Курминского залива, получение информации о данной местности
3 Квест –игра « Школа спецспаса» Формирование социального опыта по безопасности ;-обучение правилам поведения на воде, суше-знакомство с правилами пожарной безопасности , оказанием , первой медицинской помощи ,условиями выживания в экстремальной ситуации
4 Поход (по территории лагеря)« Большая Байкальская тропа»Проект « С рюкзачком по тропе» Обучение правилам безопасности жизнедеятельности при пребывании вблизи водоемаИзучение флоры и фауны на территории лагеря
5 Участие в  спектаклях , концертах, выставках, соревнованиях , играх. Обучение умению посещать данные мероприятия, правилам поведения на общедружинных мероприятиях, умением держаться на сцене.
6 Посещение спортивных  объектов Обучение знаниям и умениям в различных видах спорта, правилам участия в спортивных играх, соблюдениям правил безопасности при посещении данных объектов
7 Посещение досугового мероприятия, приуроченного к праздничной дате « Дни единых действий» Обучение умению посещать общедружинные и отрядные мероприятия , навыкам проведения отдыха, досуга.
8 Посещение занятий телестудии « Телешко» Обучение съемкам видеофильмов совместно с педагогами и вожатыми

 Социально-психологическая реабилитация.

 Направлена на  формирование функционирования ребенка-инвалида в основных сферах жизнедеятельности, способствующие повышению активности и участие ребенка-инвалида в жизни лагеря отдыха.

 Социально-психологическая реабилитация включает в себя:

  • Проведение психологической диагностики и обследования личности (использование диагностических методик)
  • Наблюдение за успехами детей-инвалидов
  • Социально-психологической консультирование.

  Услуги по социально-психологической реабилитации включают в себя:

 -социально-психологическую диагностику

-консультирование по вопросам социально-психологической реабилитации

- индивидуальное психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач

-психологическую коррекцию

-психологическую профилактику

- социально-психологический тренинг

                           Реализация подпрограммы   «Самоделкины »

                                                    «Хобби-терапия»

 Цель : Расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром

 Задачи:

-Развитие творческого потенциала , мышления ,памяти, воображения

-Воспитание трудолюбия, уважения к труду своих сверстников

-Обучение различным видам творческой деятельности

          План мероприятий :

хобби- терапия
1  Отрядная игра –соревнование « Пазлы»Пазлотерапия –игра -головоломка , представляющая собой мозайку, из которой дети составляют фрагменты рисунка  Развитие  логического мышления , внимания ,памяти, воображения.
2  Реализация проекта « Волшебная бумага и ткань » (кружковая деятельность)Квиллинг-искусство создания плоских и объемных композиций с помощью скрученных в  спиральки узких и длинных полосок цветной бумаги.« Оригами»-искусство складывания фигур из бумаги без ножниц и клея« Газетоплетение»-плетение и конструирование из газетных трубочек« Батик»-художественная роспись по ткани

 

  Развитие мелкой моторики пальцев , координации движений рук ,глазомера, точности, пространственного воображения , умения самостоятельно применять полученные знания на практике.Социализация ребенка-инвалида , потребность в творчестве, развитие любознательности и мотивация в достижении успеха.
Арт-терапия
3 Коллективно-творческое дело(групповая работа)«Мандала» -терапия по диагностике и психотерапевтическое использование круглых изображений (лечение творчеством)  Направлена на гармонизацию личности
4.  Кружок «Кукольный театр».Отрядное мероприятие -«Чтение сказок народов мира»« Сказкотерапия»-метод психологической коррекции , помогающий развитию гармоничной личности. Сказка на примере героев позволяет проследить особенности поведения и поступков , разобрать конкретную жизненную ситуацию.  Приобщение детей к искусству формирование эстетического вкуса, нравственного воспитания , развитие коммуникативных качеств личности, памяти , воображения, фантазии , речи, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности и решение конфликтных ситуаций через игру.Положительная динамика, решение проблем ребенка
5 Кружок « Музыкальные нотки»«Музыкотерапия» -лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций   Занятия способствуют развитию внимания , воображения . Музыка помогает ребенку-инвалиду развиваться гармонично, обогащает его внутренний мир, укрепляет его часть души и его собственное « Я»
6 «Нетрадиционные техники рисования»(кружковая деятельность)-Рисование оттиском (пальцев, ладошкой, ватной палочкой, пробкой, поролоном, мятой бумагой)- Рисование парафиновой свечой- Граттаж (рисунок выполненный путем процарапывания острым предметом)- Ниткопись (создание рисунка с помощью ниток, уложенных на поверхность бумаги)   Способствует снятию детских страхов  и развитие психических процессов(воображение, внимание, мышление , зрительной памяти)Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности, познавательного интереса.

Формы работы по социально-психологической реабилитации:

  • тренинги с элементами беседы
  • индивидуальные и групповые занятия
  • игры
  • сказкотерапия
  • изо-терапия
  • психогимнастика
  • релаксационные упражнения

 Обеспечение психолого-педагогического сопровождения.

Для этого существуют отдельные психологические программы, используются формы индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы со всеми субъектами образовательной среды лагеря.

 Задачи психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов:

  1. Предупреждение возникновения нестандартных негативных векторов развития ребенка;
  2. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения , социализации (нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями);
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ;
  4. Формирование психологической культуры педагогов и детей

  Присутствие педагогов -психологов важно для успешной адаптации детей в лагере, установление контакта со сверстниками, устранения конфликтных ситуаций и решение личных проблем.

  Социально-педагогическая реабилитация.

 Направлена на восстановление(формирование) способностей ребенка-инвалида к обучению на основе восстановления (формирования) у него необходимых компетенций.

Услуги по социально-педагогической реабилитации включают в себя:

 — формирование позитивных интересов в сфере досуга ( приобщение к различным сферам деятельности –декоративно-прикладное искусство, музыкальное творчество, обеспечение информацией о трудовой и профессиональной деятельности )

 Формы и технологии работы по социально –педагогической реабилитации:

 Сопровождение на культурно-массовых мероприятиях;

  • Просвещение;
  • Организация досуга;
  • Прогнозирование социального развития ребенка в социуме, создание благоприятных условий для развития личности социальной среды;
  • Организация разностороннего интеллектуального и эстетического развития;
  • Психодиагностика ребенка (структура, степень нарушения психики, особенности личности;
  • Организация комплексных терапий для реабилитации и оздоровления детей –инвалидов

 Социокультурная реабилитация.

 Направлена на формирование социокультурной компетенции ребенка-инвалида, восстановление у него ограничение жизнедеятельности средствами культурно-досуговой или творческой деятельности.

Услуга социокультурной реабилитации включает в себя:

 - разработку индивидуального плана социокультурной реабилитации

- информирование по вопросам социокультурной реабилитации

- консультирование по вопросам социокультурной реабилитации

 Формы (основные) работы по социокультурной реабилитации:

 

  • Концерты
  • Конкурсы
  • Театральные постановки
  • Соревнования
  • Фестивали
  • Акции
  • Квест-игры
  • Кружковая деятельность
  • Шоу-игра
  • Праздники
  • КТД (коллективно-творческие дела)

Этапы программы:

  • Организационный (5-7 дней)

Развитие навыков пространственной ориентации (знакомство с непривычным бытовыми условиями и адаптация к ним, друг с другом, вожатыми, правилами совместного проживания и взаимодействия)

  • Основной (7-10 дней)

Полноценное участие детей-инвалидов в культурно-досуговой деятельности, совместная деятельность детей и коммуникация между ними.

  • Итоговый (3 дня)

Анализ участия в смене, определение ценности опыта общения и взаимоотношения, полученные в детском лагере.

                   Основными видами деятельности является:

  • Воспитательная
  • Творческая
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность
    Социально-бытовая адаптация

Направлена на  формирование способности ребенка-инвалида к самостоятельным навыкам самообслуживания, бытовой деятельности, на уход за собой, помощь младшим и друг другу.

Услуги по социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида включают в себя:

- информирование по вопросам социально-бытовой адаптации

-обучение навыкам самообслуживания

-обучение организации жизни в быту

- обучение мобильности (в т. ч. с помощью технических средств)

Формы работы по социально-бытовой   адаптации:

 

  • Беседа
  • Практические занятия (дежурство в столовой, на КПП, уборка комнаты, застилание постели, стирка вещей, соблюдение санитарно-гигиенических навыков)

Все направления реабилитации направлены на интеграцию детей-инвалидов, повышение их физической и социальной активности.

Основной период смены направлен на обеспечение полноценного участия детей-инвалидов в культурно-досуговой деятельности.

 Основными видами деятельности является:

  • Воспитательная
  • Творческая
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность

 

Knopka_9 копия2

 

Проведенные мероприятия

 

photo_5202157491377522366_y  Вместе ярче!

 

время танцевать с шарами  В первом сезоне для 40 детей с ограниченными возможностями здоровья прошла инклюзивная смена.