СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Актуальность проекта: по результатам многочисленных исследований современных ученых, люди пожилого возраста наиболее подвержены психоэмоциональным расстройствам, связанным с недостаточностью общения, состоянием физического здоровья, утратой привычного образа жизни. Отмечаются депрессивные расстройства личности и нервозы, поэтому пожилые люди нуждаются в снижении психосоматического напряжения, наблюдении за их настроением, возможности открыто и откровенно вербализировать свои мысли, убеждения, возможности поделиться жизненным опытом.

Цель проекта:

  • диагностика, профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения
  • формирование и коррекция эмоционально волевой сферы
  • активизация жизненного тонуса

Целевая аудитория: граждане пожилого возраста и инвалидов

Задачи:

  • контроль эмоционального состояния личности
  • профилактика и снижение соматического напряжения, связанного с эмоциональным состоянием личности
  • социализация личности пожилого человека, посредством включения его в специально организованное общение
  • формирование мотивации и установки комфортного отношения к своей личности
  • формирование навыков поиска ресурсов для решения жизненных задач

Ожидаемые результаты:

  • снижение уровня психоэмоционального напряжения
  • улучшение самочувствия
  • улучшение психоэмоционального фона
  • развитие сенсорной чувствительности
  • гармонизация эмоциональной сферы

№1

Программа социально-психологической реабилитации людей пожилого возраста «Душевное здоровье»

Люди пожилого возраста зачастую сталкиваются с психоэмоциональными проблемами, вызванными недостатком непосредственного общения, состоянием физического здоровья, утратой привычного образа жизни. Нередки депрессивные расстройства личности, неврозы.  В связи с этим, наиболее актуальным направлением в социально-психологической деятельности специалистов, работающих с данной категории граждан, является профилактика и коррекция эмоционального состояния личности пожилого человека.

Пожилые люди нуждаются При этом наиболее приемлемыми методами диагностики являются необременительные, неутомительные для пожилых людей и понятные для них. Безусловно, основными методами являются наблюдение и беседа. Для снижения и профилактики психоэмоционального напряжения, применима мышечная и дыхательная релаксация, расслабление под спокойную, умиротворяющую музыку. Арттерапия обладает одновременно релаксирующим и диагностическим эффектами. Групповые беседы на жизненные темы, применение техники «Центрального стула», позволяют снять напряжение путём вербализации, понимающего и открытого непосредственного общения.

Целевая аудитория: группа пожилых людей, получатели социальных услуг отделения дневного пребывания ОГАУСО «КЦСОН».

Цель программы: профилактика и снижение психоэмоционального напряжения пожилых людей.

Задачи программы:

  1. контроль эмоционального состояния личности пожилых людей;
  2. профилактика и снижение соматического напряжения, связанного с эмоциональным состоянием личности пожилых людей;
  3. социализация личности пожилых людей, путём включения их в специально организованное общение.

Ожидаемые результаты:

  1. расширять поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое тело;
  2. формировать уверенность при публичных выступлениях;
  3. осознавать собственную значимость;
  4. интегрировать систему «тело – интеллект», гармонизировать работу левого и правого полушарий;
  5. улучшить равновесие и координацию.

Полеченные результаты реализации программы:

Первым этапом в реализации данной программы является психологическая диагностика получателей социальных услуг с целью определения уровня ситуативной и личностной тревожности по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина». Профилактическая деятельность направлена на всю группу получателей социальных услуг.

 №2

Программа занятий, направленная на профилактику когнитивных нарушений с использованием методов песочной терапии для граждан пожилого возраста

Одним из средств, способных эффективно обеспечивать сохранение, укрепление и коррекцию нарушений личности, ее социального взаимодействия и ее когнитивных навыков, является песочная терапия.

Применение игр с песком отлично подходит для работы с пожилыми людьми. Часто пожилые люди с риском возникновения когнитивных нарушений или с уже развившимися когнитивными нарушениями испытывают сложности в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды оказывается для них более проста и естественна.

Песочная терапия может применяться в рамках коррекционно-профилактической деятельности для укрепления или восстановления когнитивных процессов человека (внимания, памяти, мышления). При проведении песочной терапии с пожилыми эффект гармонизации психоэмоционального состояния может стать и основной целью работы в том случае, если необходима работа по коррекции эмоциональной сферы.

Целевая аудитория: группа пожилых людей, получатели социальных услуг отделения дневного пребывания ОГАУСО «КЦСОН».

Цель программы: формирование и коррекция эмоционально волевой сферы, познавательной сферы пожилых с риском когнитивных нарушений.

Задачи программы:

  1. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал пожилого человека, коммуникативные навыки.
  2. Развитие тактильных ощущений.
  3. Формировать установку комфортного отношения к себе.
  4. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
  5. Развитие фантазии, наглядно – образного мышления, словесно – логического мышления, побуждая пожилых людей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя эмпатии.
  6. Актуализация эмоций.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня представлений и различных эмоциях, умение понимать и выражать собственные чувства;
  2. Снижение психоэмоционального напряжения;
  3. Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов;
  4. Развитие произвольности поведения;
  5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Полеченные результаты реализации программы:

Первым этапом в реализации данной программы является психологическая диагностика получателей социальных услуг ОДПГПВиИ с целью определения уровня ситуативной и личностной тревожности по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина». Профилактическая деятельность направлена на всю группу получателей социальных услуг.

№3

Сказкотерапия как технология в социальной работе с людьми пожилого возраста

Благодаря сказкотерапии у человека формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же человек освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.

Применение сказкотерапии в социальной работе базируется на принципах предоставления помощи «здесь и сейчас» и усилениии способности клиента самостоятельно решать проблемы.

Данная технология помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Познав суть сказкотерапии и научив пользоваться ее технологиями, специалист может помочь пожилым людям и инвалидам найти выход из сложных жизненных ситуаций, обретая подсказки в обычных сказочных историях.

На сегодняшний день на практике в нашем учреждении были применены следующие методы сказкотерапии:

  • Обсуждение уже написанного произведения. Открывает новые грани возможностей, человек обсуждает содержание согласно своим убеждением, что раскрывает его сущность.
  • Проигрывание сказки. При данном способе происходит переживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию всех внутренних эмоций наружу.
  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

Целевая аудитория: группа пожилых людей получатели социальных услуг отделения дневного пребывания ОГАУСО «КЦСОН».

Цель программы: активизация жизненного тонуса у пожилых людей.

Задача программы:

  1. решение жизненных задач;
  2. передача опыта;
  3. развитие мышления;
  4. лечебно-психиатрическое направление.

Ожидаемые результаты:

  1. улучшается самочувствие;
  2. поднимается настроение;
  3. снижение уровня тревожности.

Полеченные результаты реализации программы:

Первым этапом в реализации данной программы является психологическая диагностика получателей социальных услуг ОДПГПВиИ с целью определения уровня ситуативной и личностной тревожности по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина». Профилактическая деятельность направлена на всю группу получателей социальных услуг.

№4

Программа сенсорной терапии в комнате релаксации

для лиц пожилого возраста

Основной целью такой комнаты является психическое и умственное расслабление. При этом основой комнаты психологической разгрузки является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Свет является естественным, наиболее эффективным фактором воздействия на человека, он может служить универсальным средством лечения и коррекции нарушенных функций, поскольку помогает организму мобилизовать свои защитные силы и восстановить генетически заданное состояние здоровья человека. Свет определенного цвета воздействует сразу на физическом и психологическом уровнях, гармонизирует состояние человека, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы, исцеляет.

Тревожность и склонность к переживаниям депрессивного характера проявляются в различных трудностях общения с окружающей средой, что приводит к повышенной нервно-психической нагрузке, проявляющейся в нарушениях астенического характера (головные боли, нарушения сна, снижение уровня произвольной концентрации, переключения и распределения внимания и др.).

Психомышечная релаксация (аутотренинг) – специальный метод самостоятельного воздействия на свой организм, создающий снятие стресса путем глубокого мышечного расслабления, изменения функционального состояния нервной системы.

Целевая аудитория: группа пожилых людей получатели социальных услуг отделения дневного пребывания ОГАУСО «КЦСОН».

Цель программы: психическое и умственное расслабление.

Задачи программы:

  1. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
  2. Активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
  3. Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, слух и т.д.).
  4. Создание положительной эмоциональной обстановки, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.
  5. Активизировать внимание, память, творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня психоэмоционального напряжения;
  2. Развитие сенсорной чувствительности;
  3. Гармонизация эмоциональной сферы;
  4. Общее укрепление организма.

Полеченные результаты реализации программы:

Первым этапом в реализации данной программы является психологическая диагностика получателей социальных услуг ОДПГПВиИ с целью определения уровня ситуативной и личностной тревожности по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина». Профилактическая деятельность направлена на всю группу получателей социальных услуг.

№5

Программа тренинговых занятий по профилактике когнитивных и социальных навыков для граждан пожилого возраста и инвалидов на стадии «сомнительной» деменции

Когнитивные нарушения могут иметь разную степень выраженности. В самой легкой форме (легкие когнитивные нарушения) они возникают эпизодически и не привлекают к себе особого внимания (сбой при выполнении простой арифметической операции, забытые на столе ключи и др.). В более выраженной форме (умеренные когнитивные расстройства) они могут проявляться регулярно и воспринимаются как заметное отклонение от нормы, однако не приводят к утрате человеком самостоятельности, позволяя выполнять привычные действия в быту и в профессиональной деятельности.

В отличие от легких и умеренных когнитивных расстройств, деменция (слабоумие) – это всегда тяжелое и часто необратимое расстройство, существенно сказывающееся на повседневной жизни человека и на его социальной активности (по сути – их разрушение).

Такая ситуация предполагает необходимость проведения целенаправленной работы по профилактике на стадии «сомнительной» деменции, своевременному предотвращению и коррекции когнитивных нарушений у лиц пожилого возраста. Эффективность данной работы основывается на комплексном взаимодействии различных специалистов, занимающихся соматическим и психологическим здоровьем пожилых людей, обеспечивающих при этом благоприятные условия их жизни, возможность социализации, различные формы социальной защиты.

Предполагается, что эффективность применяемых методов обеспечивается через комплексность психологического воздействия и концентрацию на основных факторах, определяющих развитие когнитивных нарушений: личностном, социальном и собственно когнитивном. Большая часть применяемых методик направлена на формирование у пожилых людей активной позиции по отношению к собственной жизни, ориентацию на благоприятное социальное взаимодействие, а также на активизацию, восстановление и активное задействование когнитивных функций.

В качестве основных методов работы в рамках реализации данной программы используются: ролевые игры, инсценировки, короткие театрализованные миниатюры на заданную тему, дискуссии, лекции и мини-лекции, психологические упражнения различной направленности.

Целевая аудитория: для людей пожилого возраста имеющие нарушение когнитивных функций.

Цель программы: профилактика когнитивных и социальных навыков для граждан пожилого возраста и инвалидов на стадии «сомнительной» деменции

Задачи программы:

  1. коррекция памяти путем ее переструктурирования и интеграции с другими когнитивными функциями (восприятием, мышлением), используя различные мнемотехнические приемы;
  2. активизация процессов непроизвольного и произвольного внимания; развитие и тренировка навыков логического мышления, формирующих целенаправленность, последовательность, гибкость умозаключений;
  3. вовлечение пациентов в групповую деятельность, способствующую коммуникабельности;
  4. формирование навыков социально адаптированного поведения в условиях групповой работы.

Ожидаемые результаты:

  1. улучшение самоотчета у пациентов, приобретшего черты большей развернутости, структурированности, содержательной насыщенности;
  2. укрепление когнитивных функций (памяти, внимания, мышления);
  3. быстрое и точное выполнение заданий, требующих сосредоточенности;
  4. использование усвоенных мнемотехнических приемов для оптимизации процессов памяти в повседневной деятельности;
  5. повышение самодисциплины;
  6. коммуникативную направленность поведения;
  7. стабилизацию эмоционального фона;
  8. формирование поведенческих установок, поддерживающих стремление к активной деятельности;
  9. желание продолжать самостоятельные занятия вне отделения дневного пребывания.

Полеченные результаты реализации программы:

Первым этапом в реализации данной программы является психологическая диагностика получателей социальных услуг ОДПГПВиИ такие методики как краткая шкала оценки психического статуса (КШОПС), тест SAGE для диагностики выраженности симптоматики, сопутствующей деменции. Реализация программы будет направлена на профилактическую деятельность всей группы получателей социальных услуг.