Проект психолого-педагогической поддержки членов семей детей-инвалидов «Семейное дело»
Актуальность и новизна проекта
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребёнка. Для ребёнка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своё базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями.
Семья — это первый социальный институт, куда попадает ребёнок с самого его рождения и находится долгий период времени. С её помощью ребёнок начинает познавать окружающий мир и адаптироваться в нём. Проблемы, возникающие в семье с появлением ребёнка-инвалида, оказывают сильное влияние на психическое и эмоциональное состояние всех членов семьи.
Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поставлена в особые условия в обществе и по отношению к ребёнку. В процессе своей жизнедеятельности семья сталкивается с проблемами, большинство из которых несвойственно и нетипично с нормально развивающими детьми. Воспитание ребёнка–инвалида затрудняет функционирование семьи, ставит её членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.
Влияние хронической стрессовой ситуации; трудности принятия ребёнка с особенностями и налаживания взаимоотношений внутри семьи; недостаточность знаний об особенностях развития ребёнка и умений, позволяющих осуществить коррекционно- развивающую работу; недостаточно высокий культурно-образовательный уровень родителей; низкий уровень благополучия семей. Весь этот спектр проблем влечет за собой искажение функций семьи, а также нарушение внутрисемейных и детско-родительских отношений.
Родители, воспитывающие особенного ребёнка и члены его семьи, должны не только знать психологические особенности его развития, но и иметь определенные умения и навыки, которые они могут применять в процессе целенаправленного воспитательного воздействия.
Целевая группа: родители и члены семей, где воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности членов семьи, где воспитывается ребенок-инвалид в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение всех членов семьи к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и развития ребенка, научить всех членов семьи применять техники и методики самостоятельной психокоррекционной работы со стрессом.
Задачи:
- оказание социальной, психолого-педагогической поддержки членам семей, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;
- создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей и членов семьи на основе общих интересов и потребностей;
Период реализации: с 2021 по 2023 г.г.
Направления реализации проекта:
Алгоритм психолого-педагогической поддержки членов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму и может быть представлен в виде следующих этапов общения психолога с родителями:
1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Определение проблем семьи.
На этом этапе у специалиста формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.
2 этап: диагностика особенностей развития ребёнка.
На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.
3 этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик.
Важным моментом на данном этапе является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.
4 этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологом реальных проблем. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.
5 этап: закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:
установлением контакта на уровне «обратной связи»;
коррекцией понимания родителями проблем ребенка;
коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.
6 этап: подведение итогов, анализ эффективности достигнутых результатов.
Как показывает практический опыт, на начальном этапе взаимодействия с семьей большинство родителей не готовы к воспитанию ребенка с проблемами – им не хватает знаний, практических навыков, либо по каким-то другим причинам не желают или не могут включиться в работу с ребенком.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить.
Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и психолога. Иными словами, психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.
В этой связи психологическая работа с родителями должна идти параллельно с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка и необходима на разных этапах его развития.
Для помощи семьям необходимы родительские собрания, семинары – практикумы, родительские конференции, групповые дискуссии, круглые столы, где все члены семьи делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями, тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений, деловые и ролевые игры, совместные занятия для родителей с детьми. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством группы в мессенджере «Вацап» «Развиваемся дома». Именно активные методы взаимодействия помогают наладить взаимоотношения педагогов и родителей, изменить негативные родительские установки, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
На этапе коррекционной работы наиболее эффективны индивидуальные формы работы с родителями и членами семьи:
— присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком;
— совместное обсуждение задач и динамики коррекционной работы;
— индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.
Важно сориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях образовательного учреждения и семьи.
Мероприятия |
Изучение семей, составление социального паспорта.Организация необходимого ресурсного обеспечения |
КонсультацииСтеснительные дети. Как справиться с проблемой, если она уже есть.Если в семье появился ещё один ребёнок.Адаптационный период в детском саду.Как помочь ребёнку преодолеть тревожность.Как развить внимание ребёнка? На что необходимо обратить внимание.
Профилактика вредных привычек у подростков. Предотвращение развития компьютерной зависимости. у детей. Безопасность детей-забота родителей. Если в вашей семье ребенок с ограниченными возможностями Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Авторитет родителей в семейном воспитании. Поощрение и наказание в воспитании ребенка. Мама и папа опять поссорились… Агрессивный ребёнок. Что делать? В помощь родителям: правила выполнения домашнего задания. Первый раз в первый класс. Игры, которые будут интересны Вам и вашему ребёнку. Тренинги Взрослые и дети Я – родитель Общение с ребёнком Покажи мне любовь Учимся требовать и контролировать Счастливая семья Семинары Приёмы эффективного взаимодействия с детьми. Как воспитывать у детей самостоятельность. Круглый стол Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления. Роль семьи в формировании положительной мотивации к обучению. Дни правовой помощи Правовое просвещение родителей. Как научить говорить подростку «Нет». Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. Культурно-массовые мероприятия День Защитника Отечества Международный женский день Всемирный день здоровья (7 апреля) День Победы Международный день защиты детей День матери Новый год |
|
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- родители и члены семьи не стесняются ребенка, воспринимают его таким, какой он есть, помогают ребенку быть уверенным в себе, развивают его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу;
- члены семьи видят, что вокруг них есть люди, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, готовы прийти на помощь и поддержать;
- члены семьи понимают, что только совместные и терпеливые усилия, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты;
- в семье есть понимание института семьи, возрождаются и сохраняются лучшие традиции семейных ценностей.
Проведенные мероприятия