Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР в ОГАУСО «КЦСОН» г.Иркутск

msg1110579772-201530В современном мире отношение к детям-инвалидам меняется, на смену изоляционному подходу приходит гуманный. Особых детей всё чаще воспринимают как равноправных членов общества, имеющих особые потребности, связанные с особенностями здоровья, которые необходимо удовлетворять.

Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.

Одним из направлений работы с детьми-инвалидами, применяющихся в ОГАУСО «КЦСОН», является социально-бытовая адаптация детей.

Учреждение располагает современной материально-технической базой, необходимой для проведения мероприятий направленных на социально-бытовую адаптацию детей. Ведущая роль во взаимодействии с детьми и их родителями отводится социальным работникам.

Социальный работник становится не просто человеком который приходит для проведения занятий, а другом, наставником и посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением.

msg1110579772-201529

Каждому ребенку с ТМНР необходимо помочь обрести максимально возможность для удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и стать самостоятельными в быту. Поэтому главная цель социально-бытовой адаптации – обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, максимально раскрыть ресурсы, помочь с интеграцией и адаптацией в социуме.

Успешность социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.  Для начала специалисты ОГАУСО «КЦСОН» определяют, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбивают процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом. Кроме того важным шагом при составлении плана обучения является определение оптимальную последовательность обучения, которая основана на постепенном увеличении сложности действий чтобы самые доступные для ребенка навыки изучались сначала, а более трудные – потом, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.

msg1110579772-201532Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Одной из главных причин, затрудняющих формирование навыка самостоятельного приема пищи является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная работу с самого раннего возраста. При обучении ребенка навыкам самостоятельного приема пищи его садят на стул так, чтобы обе руки были свободными. Сначала изучают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, ложку и подносить их ко рту. Во время обучения используют небьющиеся чашки и тарелки. Если ребенок не может держать ложку в руке пальчиками, специалисты совместно с ребенком учатся держать ее в кулаке. Ложку ребенок и взрослый держат вместе, и направляют ему в рот. Затем просто взрослый набирает пищу в ложку и просит ребенка подносить себе в рот. При обучении приему пищи социальные работники используют такие приемы: показ, игровые упражнения с куклой, чтение стихов, рассматривание книг и иллюстраций, организация сюжетно-ролевых игр.

Не менее важно научить ребенка брать кружку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью специалисты сначала используют резиновую трубку, постепенно усложняя процесс и переходя к поильнику с носиком, а позже и к кружке с двумя ручками

Еще одной задачей во время социально-бытовой адаптации ребенка с ТМНР является обучение еде за общим столом с другими членами семьи.

При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой. При обучении используется чередование действий ребенка и взрослого. На первых этапах специалист показывает и объясняет самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, специалист усложняет требования – просит открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем.

Следует так же отметить, что при развитии навыков социально-бытовой адаптации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открыть и закрыть кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

msg1110579772-201531

Во время занятий социальные работники обязательно стимулируют и поощряют стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, специалисты должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Ребенок должен всегда видеть результаты своей деятельности и чувствовать важность своих действий.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней среде, что очень важно для его социальной адаптации и становления личности. Поэтому специалисты ОГАУСО «КЦСОН»  для достижения хорошего результата опираются на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха – это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа ребенка и взрослого.