Социально-бытовая адаптация инвалида — это одно из направлений социальной реабилитации, услуги которой направлены на восстановление (формирование) способности инвалида к самостоятельному или сопровождаемому проживанию посредством обучения навыкам самообслуживания, бытовой деятельности и персональной сохранности в быту.
Проект социально-бытовой адаптации детей-инвалидов «Мой дом», реализуемый областным государственным автономным учреждением социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – ОГАУСО «КЦСОН», учреждение), направлен на устранение или на как можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности ребенка-инвалида в своем доме, умение обслуживать себя самостоятельно, ориентироваться в быту.
Проект предполагает индивидуальные занятия, что позволяет выстроить оптимальный обучающий маршрут для каждого ребенка. В роли помощника на каждом занятии выступает родитель ребенка-инвалида, благодаря чему новые знания, умения и навыки усваиваются и формируются быстрее, происходит их закрепление и генерализация в повседневной жизни.
Целевая группа: дети – инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 д 18 лет нуждающиеся социально-реабилитационной помощи.
Цель: формирование у особого ребенка знаний, умений и навыков в области самообслуживания и личной гигиены, необходимых для повышения уровня самостоятельности в повседневной жизни.
Задачи:
- Определение уровня сформированности навыков самообслуживания и организации быта целевой группы с целью оценивания направлений организации мероприятий по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов;
- Психологическая и методическая подготовка персонала к работе с детьми-инвалидами по данному направлению;
- Информационно-методическое сопровождение персонала на всех этапах реализации проекта;
- Организация процесса обучения детей-инвалидов навыкам самообслуживания и поведения в быту в форме индивидуальных и общих занятий;
- Формирование у детей-инвалидов умений и навыков при выполнении практических заданий, развитие их адаптивных возможностей;
- Расширение возможностей коммуникации детей-инвалидов с близким окружением;
- Повышение информированности родителей детей-инвалидов по вопросам социально-бытовой адаптации.
Период реализации: с 2019 года по настоящее время
Направления реализации проекта:
- обучение ребенка-инвалида навыкам самообслуживания;
- обучение ребенка-инвалида организации жизни в быту;
- обучение ребенка-инвалида пользованию техническими средствами реабилитации, в том числе для передвижения и коммуникации;
- обучение ребенка-инвалида бытовой безопасности и персональной сохранности;
- информирование и адаптационное обучение семьи ребенка-инвалида по вопросам самообслуживания, бытовой деятельности и пользования техническими средствами реабилитации, адаптации жилого помещения к нуждам ребенка-инвалида.
Результаты реализации проекта:
- формирование у детей-инвалидов умения обслуживать себя (принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры причесываться), выполнять простые поручения взрослых по дому, ориентироваться в своём гардеробе, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды, выборе обуви;
- формирование у детей-инвалидов умения пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло);
- формирование у детей-инвалидов умения ориентироваться в домашнем пространстве, различать опасные и безопасные предметы, ситуации;
- формирование у детей-инвалидов умения соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье, умения обратиться за помощью;
- формирование у детей-инвалидов умения понимать своё эмоциональное состояние, состояния окружающих и сопереживать чувствам других;
- формирование у детей-инвалидов умения соблюдать распорядок дня в соответствии с определенным временем суток.
Проведенные мероприятия