ПРОЕКТ социально-бытовой адаптации инвалидов трудоспособного возраста «Точка опоры»
Актуальность и новизна проекта
Проблема включения взрослых с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач их обучения и воспитания является максимальное развитие функциональных возможностей, подготовка и включение детей и взрослых с нарушениями в развитии в социальную среду в качестве полноправных членов общества.
Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку человека, является важным шагом на пути к его независимости, позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей и взрослых об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Проект социально-бытовой адаптации инвалидов трудоспособного возраста «Точка опоры», реализуемый областным государственным автономным учреждением социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – ОГАУСО «КЦСОН», учреждение), направлен на формирования у инвалидов социально – бытовых навыков, жизненно-необходимых для самостоятельного проживания.
Проект социально – бытовой адаптации инвалидов направлен на обучение навыкам самообслуживания, выработку обязательных повседневных навыков, затрудненных в связи с имеющимися ограничениями, обучение приемам личной гигиены, навыкам приготовления и приема пищи, несложной работе по дому, технике использования несложных бытовых приборов и приспособлений.
Обучение навыкам самообслуживания может проходить на специально организованных занятиях или в бытовых ситуациях.
Целевая группа: инвалиды в возрасте от 18 до 45 лет с различными нарушениями здоровья, в том числе умственной отсталостью и психическими расстройствами без грубых и опасных нарушений поведения и острой психической соматики.
Цель: формирование навыков самообслуживания у людей с инвалидностью в целях их подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в социум.
Задачи:
- Определение уровня сформированности навыков самообслуживания и организации быта целевой группы для определения направлений организации мероприятий по социально-бытовой адаптации инвалидов;
- Психологическая и методическая подготовка персонала к работе с инвалидами по данному направлению;
- Информационно-методическое сопровождение персонала на всех этапах реализации проекта;
- Организация процесса обучения инвалидов навыкам самообслуживания и поведения в быту в форме индивидуальных и общих занятий;
- Формирование у инвалидов умений и навыков при выполнении практических заданий, развитие их адаптивных возможностей;
- Расширение возможностей коммуникации инвалидов с близким окружением;
- Повышение информированности родителей инвалидов по вопросам социально-бытовой адаптации.
Период реализации: с 2020 года по настоящее время
Направления реализации проекта:
- обучение инвалида навыкам самообслуживания;
- обучение инвалида организации жизни в быту;
- обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации, в том числе для передвижения и коммуникации;
- обучение инвалида бытовой безопасности и персональной сохранности;
- информирование и адаптационное обучение семьи инвалида по вопросам самообслуживания, бытовой деятельности и пользования техническими средствами реабилитации, адаптации жилого помещения к нуждам инвалида.
Результаты реализации проекта:
- совершенствование у инвалидов уже имеющих навыков личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания и формирование новых;
- формирование умения ухаживать за одеждой и обувью, выполнять элементарный ремонт одежды, стирать свои вещи, гладить, подбирать одежду по сезону;
- формирование у инвалидов умения пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях;
- формирование у инвалидов умения ориентироваться в пространстве жилого помещения;
- формирование у инвалидов умения соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения с родными и близким окружением;
- формирование у инвалидов умения понимать своё эмоциональное состояние, состояния окружающих и учитывать чувства других людей при осуществлении взаимодействия;
- формирование у инвалидов умения планировать и соблюдать распорядок дня и осуществлять более долгосрочное планирование.