Проект социально-психологической реабилитации, абилитации детей-инвалидов «Калейдоскоп эмоций»

Проект социально-психологической реабилитации, абилитации детей-инвалидов «Калейдоскоп эмоций»

песочный столУровень цивилизованного общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой проблемы, получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности их воспитания и образования. Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни.

Актуальность программы социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, получающих услуги в полустационарной форме социального обслуживания и членов клуба «Особый ребенок», определяется запросом со стороны родителей.

Сопровождение направлено на выявление и разрешение проблем «особого» ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование (развитие позитивных сторон личности ребенка, укрепление его самооценки, формирование уверенности в себе, своих возможностях и способностях, развитие социальных навыков и умений, способствующих социализации и интеграции).

Применительно к данной категории детей это:

ü ребенок с особыми образовательными способностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;

ü ребенок должен вести жизнь в максимальной степени, приближенной к нормальной;

ü учиться могут все дети, а значит, всем им должна быть предоставлена возможность получить и дополнительное образование.

Принципы, на которые опирается программа:

  • уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
  • личностно-ориентированный подход и рациональное сочетание разных видов деятельности;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • создание ситуаций успеха;

Целевая группа: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, получающие услуги в полустационарной форме социального обслуживания, члены их семей, члены клуба «Особый ребенок».

Цель: Создание и реализация комплекса мероприятий социально-психолого-педагогического сопровождения для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, повышение интеграционного и коммуникативного потенциала семьи.

Задачи:

- развитие способностей ребенка в реализации собственного потенциала во взаимодействии с окружением в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности;

- развитие у родителей уверенности в себе, мотивации, направленной на преодоление чувства тревоги, психологических комплексов и укрепление активной, деятельной личностной позиции;

- обучение замещающих родителей навыкам ухода за ребенком с «особенностями развития», пониманию его потребностей, установлению и поддержанию контакта с ним;

Период реализации: с 2020 по настоящее время.

Направления реализации проекта:

Полустационарная форма работы с семьями, имеющих в своем составе инвалидов с ментальными нарушениями, детей-инвалидов или ОВЗ, позволяет детям и родителям (законным представителям), находится длительное время на социальном обслуживании (срок устанавливается индивидуально) и посещать мероприятия, проводимые отделением, получать  по обращению различные социальные услуги, например.

Программа предоставления социальных услуг строится в соответствие со стандартом и Порядком предоставления социальных услуг и нормативными документами.

Осуществление психологической работы реализуется на основании технологии по организации комплексного сопровождения граждан с инвалидностью и семей, имеющих в своем составе инвалидов, в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ФЗ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Предоставление психологических услуг:

  • Психологическая диагностика

Проводится комплексное психологическое обследование детей-инвалидов, граждан с инвалидностью и семьей, имеющих в своем составе инвалидов с использованием диагностических методик.

В рамках работы полустационара и полиформатной службы разрабатываются и реализуются реабилитационные маршруты на основе проведенной диагностико-аналитической работы.

Диагностика проводится с целью отслеживания показателей познавательной сферы, эмоционально-личностной сферы. Выявляются проблем социализации на разных ступенях развития (дезадаптация, депривация).

На основе проведенной диагностико–аналитической работы ведется оценка факторов психологической напряженности, рисков, потребностей и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их окружения и условий жизни.

  • Психологическая помощь и поддержка

Психологическая коррекция осуществляется на основании диагностики в целях преодоления, ослабления отклонений в эмоциональном состоянии и поведении с использованием арттерапии, музыкотерапии, игротерапии, ландшафтотерапии, интерактвного оборудования. Проведение занятий   в сенсорной комнате (на базе ОДП) способствует развитию зрительной, слуховой, тактильной чувствительности. Профилактическая работа направлена на улучшение состояния психического здоровья получателей услуг, выработку навыков адаптированности у детей-инвалидов и их семей. Даются рекомендации по формированию и развитию  качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации,  по    развитию и поддержке  положительных конструктивных взаимоотношений в семье.

  • Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений.

Организовано проведение консультирования семей по преодолению кризисных состояний и оказанию своевременной психологической помощи членам семьи, по проблемам социализации, адаптации. Оказание помощи и поддержки в трудных ситуациях, по актуальным проблемам клиентов, в соответствии с запросом, возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов.

  • Социально-психологический патронаж

Ведется систематическое наблюдение за получателями услуг для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации в семье, в социуме, оказание психологической помощи при необходимости. Проводятся беседы, направленные на формирование у получателя услуг позитивного психологического состояния, поддержание активного тонуса (беседы, общение, выслушивание, подбадривание). Оказывается, своевременная помощь при экстремальных ситуациях (горе, потеря близких, утраты).

Новые формы работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, отработанные в период карантинных мероприятий, в связи с заболеваемостью новой короновирусной инфекцией COVID-19, показали свои результаты и используются после окончания периода самоизоляции. Работа комплексного центра в дистанционном режиме позволяет охватывать всё большее количество семей, осуществляя сопровождение и социально-психологический патронаж.

Таким образом, достигается положительный эффект повышения потенциала детей-инвалидов, граждан с инвалидностью и семей, имеющих в своем составе инвалидов.  Для достижения поставленных целей и задач, используется совокупность современных и эффективных психологических методов, средств и технологий, что способствует раскрытию внутренних ресурсов для социализации и интеграции в обществе данной категории людей.

Результаты реализации проекта:

  1. Выявление состояния социально-психического здоровья детей-инвалидов и членов их семей. Повышение положительной мотивации к реабилитации.
  2. Получение объективных сведений об получателе услуг на основании диагностической информации.
  3. Повышение качества предоставления социально-психологических услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, дружить, решать конфликтные ситуации с детьми и взрослыми.

4.Сформировать представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.

  1. Обучить навыку сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыку продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
  2. Сформировать адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.
  3. Сформировать перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания).
  4. Научить воспринимать единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно — действенного, наглядно — образного и словесно — логического.
  5. Усваивать количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.
  6. Сформировать у детей представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.
  7. Развивать речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, с взрослыми, сверстниками.
  8. Развить мелкую моторику, сформировать хватание, выделение каждого пальца, выработать согласованность действий обеих рук.

 

Knopka_9 копия2

Проведенные мероприятия

 

Психология (3) Психологическая поддержка семьи воспитывающей ребенка с ТМНР «Психологическая гостиная»

DSC_9147  Создай свою визитку