Проект «В каждом есть талант» — творческое развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Актуальность и новизна проекта
Процесс становления личности, процесс самопознания длится всю жизнь с самого рождения ребенка и предполагает освоение трех областей отношений: с миром предметов и физическим пространством, с самим собой и с другими людьми (см. А. Лэнгле, 2009). Развитие человека возможно только в диалоге и только в отношениях. Причем очень важно, чтобы отношения и диалог были как с внешним миром человека, так и с внутренним. Однако дети с особенностями развития во многом зависят от других. Некоторым из них нужна помощь в том, чтобы ориентироваться в городе и рассчитывать расходы, другим – в том, чтобы одеваться и передвигаться. Очень важно, чтобы человек получал необходимую помощь, но за это он часто платит собственной самостоятельностью и самореализаций в этом мире.
Проект «В каждом есть талант» направлен на улучшение качества жизни детей-инвалидов, развитие их творческих способностей, повышение социальной активности, развитие коммуникативных навыков и интеграцию в социальную среду в рамках кружковой деятельности, которая включает в себя как осваивание и выполнение изделий с использованием различных классических и современных техник декоративно-прикладного творчества, так и социальнокультурную реабилитацию, которая включает в себя развитие творческих способностей (хореография, драматизация, вокал), раскрепощение и развитие чуткости.
Целевая группа: получатели социальных услуг
Цель: организация творческого пространства для занятий социально-трудовой и социальнокультурной реабилитацией детей-инвалидов
Задачи:
- развитие творческого потенциала участников проекта
- формирование чувства своей социальной значимости создание условий для самореализации и самовыражения участников проекта через приобщение декоративноприкладное творчество и исполнительские виды искусств.
- развитие навыков общения и поведения в соответствии с общепринятыми моральными и социальными нормами.
Проект «В каждом есть талант» (творческое развитие детей с ТМНР) включает в себя два направления. Первое направление привлечение детей с ТМНР к участию в театрализованной деятельности. Направление реализуется в рамках кружка театрализованной деятельности «не БЕЗизюминки». Второе направление направленно на вовлечение детей с ТМНР к участию в декоративно-прикладном творчестве. Второе направление реализуется в рамках работы кружка декоративно-прикладного творчества на дому «Золотые ручки»
Каждое из направлений реализуется в соответствии с разработанным планом и программой работы.
Период реализации: с 01.09.2022 года по настоящее время
Результаты реализации проекта:
- повышение качества жизни детей-инвалидов с ТМНР;
- положительная динамика в развитии детей-инвалидов;
- развитие творческого потенциала участников проекта
- формирование чувства социальной значимости у детей-инвалидов.
- развитие навыков общения и поведения в соответствии с общепринятыми моральными и социальными нормами.
Кружок театрализованной деятельности «не БЕЗизюминки»
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Тематика и содержание театрализованной деятельности имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания.
Цель — содействие в социализации и самореализации детей-инвалидов через вовлечение их в театрализованную деятельность
Задачи:
- Выявление способностей, талантов и склонностей детей-инвалидов.
- Развитие координации и расширение диапазона и потенциала движений.
- Развитие наблюдательности, внимания, памяти, фантазии, чувства ритма, смелости публичного самовыражения, творческого мышления.
- Эстетическое развитие детей-инвалидов, реализация духовных запросов.
- Развитие навыков общения и поведения в соответствии с общепринятыми моральными и социальными нормами.
В результате применения дети начинают отождествлять себя с полюбившимся образом, что позволяет через образы театрализованной деятельности оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Кружок декоративно-прикладного творчества на дому «Золотые ручки»
Каждый исторический период характеризуется преобладанием каких-то видов декоративно-прикладного творчества. В разные времена направления такого вида искусства менялись, отвечая на запросы нового общества. Но неизменным остается стремление людей использовать фантазию в создании или украшении мира вокруг себя. Творческое мышление – одна из главных отличительных особенностей человека. Декоративно-прикладное творчество – это вид деятельности, направленный на создание или украшение изделий, предназначенных как для эстетического удовольствия, так и для практического применения.
Цель — развитие интеллектуальных и творческих способностей детей-инвалидов средствами декоративно-прикладного творчества
Задачи программы
- Выявление способностей, талантов и склонностей детей-инвалидов.
- Содействие в социализации детей-инвалидов посредством вовлечения в творческую деятельность.
- Создание условий для снятия физического и эмоционального напряжения.
- Создание условий для развития внимания, координации движений, чувства ритма, умения владеть собственным телом.
- Организация и проведение различных выставок творческих поделок, сформированными навыками совместной прикладной творческой деятельности.
В результате овладения новыми, видами декоративно-прикладного творчества происходит углубление познавательных интересов. Именно это и является источником радости. Изучение и познание окружающего мира по средствам творчества, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов вызывает неослабевающий интерес к познанию себя и мира в целом.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Дети с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает это многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.