Проект «Все вместе» по организации инклюзивного отдыха в детском лагере «Лазурный»
Сегодня весь мир и наша страна в частности стоят на пороге глобальных перемен, затрагивающих ключевые сферы жизнедеятельности социума. Отдых в оздоровительных лагерях рассматривается как важнейшее время для активного отдыха и оздоровления детей и подростков и возможность вовлечения на систему мероприятий, способствующих творческому, интеллектуальному развитию, а также формированию социальных компетенций. Инклюзивный отдых приносит пользу обществу: происходит развитие (физическое, моральное) не только у детей инвалидов, но и у окружающих их сверстников и взрослых.
В детском лагере появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с разными заболеваниями – продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме. Социокультурные ценности, которые выходят на первый план, – это, общение, дружба и взаимопомощь, командная работа, познавательный и развивающий отдых. Связующим звеном для самореализации и совместной деятельности будут различные виды творчества, и задача детского лагеря при реализации дополнительной инклюзивной программы – обеспечить возможность для творческой самореализации всех участников смены.
В детском лагере создается новый детский временный коллектив, что дает каждому ребенку возможность реализовать свои способности и амбиции, которые не удается воплотить в уже сложившемся школьном коллективе. Проживая ситуации успеха, моделируемых педагогами детского лагеря, закладываются прочные личностные связи, которые сохраняются у детей в дальнейшем.
Инклюзивный отдых важен для детей инвалидов, так и для нормотипичных подростков. Одни социализируются, находят друзей и круг общения, который смогут сохранить на долгие годы вперед, а вторые воспитывают в себе толерантность, милосердие, стремление и смелость взять на себя ответственность и помочь другому человеку.
Инклюзия в среде детского лагеря является педагогической инновацией. Безусловно, некоторый опыт совместного пребывания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в летних лагерях есть, однако он имеет скорее эпизодический, нежели системный характер.
Для здоровых детей актуально:
- распространение среди детей доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ограниченными возможностями;
-создание условий для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью.
Для детей- инвалидов актуально:
-возможность смены обстановки;
- создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества;
-создание условий для социализации и реабилитации детей: как правило, дети инвалиды имеют ограниченный круг общения.
В детском лагере отдыха появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых.
Цель проекта:
Создание условий для социальной реабилитации и интеграции детей–инвалидов с норнотипичными сверстниками, развития самореализации и улучшения эмоционально-волевой сферы.
Задачи проекта:
-формирование общечеловеческих отношений: дружба, взаимовыручка, общение со сверстниками и работа в команде
-развитие отдельных видов способностей: интеллектуальных, творческих и организаторских.
-формирование эмпатии и толерантности;
-вовлечение педагогических кадров в систему работы с детьми-инвалидами в детском лагере отдыха;
-развитие системы социального партнерства между лагерем отдыха и другими организациями;
Для успешной социальной реабилитации детей-инвалидов в детском лагере применяются следующие направления:
- Социально-средовая реабилитация;
- Социально-педагогическая реабилитация;
- Социально-психологическая реабилитация;
- Социокультурная реабилитация;
- Социально-бытовая адаптация.
- Физкультурно-оздоровительное
Краткая характеристика участников программы
Участники: Дети -инвалиды и нормативно развивающиеся дети 6-17 лет.
Ключевыми аспектами реализации проекта « Все вместе» в детском лагере отдыха « Лазурный» для детей –инвалидов являются следующие направления:
Социально-средовая реабилитация.
Услуги направлены на формирование способностей детей-инвалидов к самостоятельному передвижению, ориентации и осуществлению межличностного взаимодействия в обществе .
Реализация подпрограммы « Мы все можем !»
Технология «Маршруты жизни»
Технология подразумевает оказание сотрудниками лагеря помощи детям –инвалидам , обеспечивает квалифицированную социальную помощь детям –инвалидам в непривычных для них условиях, направлена на восстановление их успешной социальной интеграции и позволяет обеспечить получение качественных социальных услуг,
Внедрение технологии в работе позволит организовать социальное обслуживание детей-инвалидов, вовлечь их в процесс взаимодействия по вопросам реабилитации, сделать жизнь детей богаче и содержательнее, дать возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
ЦЕЛЬ: Реабилитация (абилитация) детей –инвалидов в условиях детского лагеря отдыха и постепенная интеграция их в социум.
ЗАДАЧИ:
- Оказание социальной помощи детям-инвалидам в условиях детского лагеря отдыха .
- Обучение детей –инвалидов применяя новые методы , формы , технологии для их его развития и воспитания .
- Содействие в воспитании и развитии детей-инвалидов в условиях детского лагеря отдыха.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
- детей-инвалиды, находящихся в детском лагере отдыха с предоставлением социальных услуг в стационарной форме.
План мероприятий :
Социально-средовая реабилитация «Маршруты жизни» | ||
1 | Идем в гости (« Гостевание») | Поход детей- инвалидов в гости к другому отряду, формирование умений установления взаимоотношений с нормотипичными сверстниками |
2 | Экскурсия по Курминскому заливу | Знакомство с водной гладью Курминского залива, получение информации о данной местности |
3 | Квест –игра « Школа спецспаса» | Формирование социального опыта по безопасности ;-обучение правилам поведения на воде, суше-знакомство с правилами пожарной безопасности , оказанием , первой медицинской помощи ,условиями выживания в экстремальной ситуации |
4 | Поход (по территории лагеря)« Большая Байкальская тропа»Проект « С рюкзачком по тропе» | Обучение правилам безопасности жизнедеятельности при пребывании вблизи водоемаИзучение флоры и фауны на территории лагеря |
5 | Участие в спектаклях , концертах, выставках, соревнованиях , играх. | Обучение умению посещать данные мероприятия, правилам поведения на общедружинных мероприятиях, умением держаться на сцене. |
6 | Посещение спортивных объектов | Обучение знаниям и умениям в различных видах спорта, правилам участия в спортивных играх, соблюдениям правил безопасности при посещении данных объектов |
7 | Посещение досугового мероприятия, приуроченного к праздничной дате « Дни единых действий» | Обучение умению посещать общедружинные и отрядные мероприятия , навыкам проведения отдыха, досуга. |
8 | Посещение занятий телестудии « Телешко» | Обучение съемкам видеофильмов совместно с педагогами и вожатыми |
Социально-психологическая реабилитация.
Направлена на формирование функционирования ребенка-инвалида в основных сферах жизнедеятельности, способствующие повышению активности и участие ребенка-инвалида в жизни лагеря отдыха.
Социально-психологическая реабилитация включает в себя:
- Проведение психологической диагностики и обследования личности (использование диагностических методик)
- Наблюдение за успехами детей-инвалидов
- Социально-психологической консультирование.
Услуги по социально-психологической реабилитации включают в себя:
-социально-психологическую диагностику
-консультирование по вопросам социально-психологической реабилитации
- индивидуальное психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач
-психологическую коррекцию
-психологическую профилактику
- социально-психологический тренинг
Реализация подпрограммы «Самоделкины »
«Хобби-терапия»
Цель : Расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром
Задачи:
-Развитие творческого потенциала , мышления ,памяти, воображения
-Воспитание трудолюбия, уважения к труду своих сверстников
-Обучение различным видам творческой деятельности
План мероприятий :
хобби- терапия | ||
1 | Отрядная игра –соревнование « Пазлы»Пазлотерапия –игра -головоломка , представляющая собой мозайку, из которой дети составляют фрагменты рисунка | Развитие логического мышления , внимания ,памяти, воображения. |
2 | Реализация проекта « Волшебная бумага и ткань » (кружковая деятельность)Квиллинг-искусство создания плоских и объемных композиций с помощью скрученных в спиральки узких и длинных полосок цветной бумаги.« Оригами»-искусство складывания фигур из бумаги без ножниц и клея« Газетоплетение»-плетение и конструирование из газетных трубочек« Батик»-художественная роспись по ткани
|
Развитие мелкой моторики пальцев , координации движений рук ,глазомера, точности, пространственного воображения , умения самостоятельно применять полученные знания на практике.Социализация ребенка-инвалида , потребность в творчестве, развитие любознательности и мотивация в достижении успеха. |
Арт-терапия | ||
3 | Коллективно-творческое дело(групповая работа)«Мандала» -терапия по диагностике и психотерапевтическое использование круглых изображений (лечение творчеством) | Направлена на гармонизацию личности |
4. | Кружок «Кукольный театр».Отрядное мероприятие -«Чтение сказок народов мира»« Сказкотерапия»-метод психологической коррекции , помогающий развитию гармоничной личности. Сказка на примере героев позволяет проследить особенности поведения и поступков , разобрать конкретную жизненную ситуацию. | Приобщение детей к искусству формирование эстетического вкуса, нравственного воспитания , развитие коммуникативных качеств личности, памяти , воображения, фантазии , речи, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности и решение конфликтных ситуаций через игру.Положительная динамика, решение проблем ребенка |
5 | Кружок « Музыкальные нотки»«Музыкотерапия» -лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций | Занятия способствуют развитию внимания , воображения . Музыка помогает ребенку-инвалиду развиваться гармонично, обогащает его внутренний мир, укрепляет его часть души и его собственное « Я» |
6 | «Нетрадиционные техники рисования»(кружковая деятельность)-Рисование оттиском (пальцев, ладошкой, ватной палочкой, пробкой, поролоном, мятой бумагой)- Рисование парафиновой свечой- Граттаж (рисунок выполненный путем процарапывания острым предметом)- Ниткопись (создание рисунка с помощью ниток, уложенных на поверхность бумаги) | Способствует снятию детских страхов и развитие психических процессов(воображение, внимание, мышление , зрительной памяти)Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности, познавательного интереса. |
Формы работы по социально-психологической реабилитации:
- тренинги с элементами беседы
- индивидуальные и групповые занятия
- игры
- сказкотерапия
- изо-терапия
- психогимнастика
- релаксационные упражнения
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения.
Для этого существуют отдельные психологические программы, используются формы индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы со всеми субъектами образовательной среды лагеря.
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов:
- Предупреждение возникновения нестандартных негативных векторов развития ребенка;
- Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения , социализации (нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями);
- Психологическое обеспечение образовательных программ;
- Формирование психологической культуры педагогов и детей
Присутствие педагогов -психологов важно для успешной адаптации детей в лагере, установление контакта со сверстниками, устранения конфликтных ситуаций и решение личных проблем.
Социально-педагогическая реабилитация.
Направлена на восстановление(формирование) способностей ребенка-инвалида к обучению на основе восстановления (формирования) у него необходимых компетенций.
Услуги по социально-педагогической реабилитации включают в себя:
— формирование позитивных интересов в сфере досуга ( приобщение к различным сферам деятельности –декоративно-прикладное искусство, музыкальное творчество, обеспечение информацией о трудовой и профессиональной деятельности )
Формы и технологии работы по социально –педагогической реабилитации:
Сопровождение на культурно-массовых мероприятиях;
- Просвещение;
- Организация досуга;
- Прогнозирование социального развития ребенка в социуме, создание благоприятных условий для развития личности социальной среды;
- Организация разностороннего интеллектуального и эстетического развития;
- Психодиагностика ребенка (структура, степень нарушения психики, особенности личности;
- Организация комплексных терапий для реабилитации и оздоровления детей –инвалидов
Социокультурная реабилитация.
Направлена на формирование социокультурной компетенции ребенка-инвалида, восстановление у него ограничение жизнедеятельности средствами культурно-досуговой или творческой деятельности.
Услуга социокультурной реабилитации включает в себя:
- разработку индивидуального плана социокультурной реабилитации
- информирование по вопросам социокультурной реабилитации
- консультирование по вопросам социокультурной реабилитации
Формы (основные) работы по социокультурной реабилитации:
- Концерты
- Конкурсы
- Театральные постановки
- Соревнования
- Фестивали
- Акции
- Квест-игры
- Кружковая деятельность
- Шоу-игра
- Праздники
- КТД (коллективно-творческие дела)
Этапы программы:
- Организационный (5-7 дней)
Развитие навыков пространственной ориентации (знакомство с непривычным бытовыми условиями и адаптация к ним, друг с другом, вожатыми, правилами совместного проживания и взаимодействия)
- Основной (7-10 дней)
Полноценное участие детей-инвалидов в культурно-досуговой деятельности, совместная деятельность детей и коммуникация между ними.
- Итоговый (3 дня)
Анализ участия в смене, определение ценности опыта общения и взаимоотношения, полученные в детском лагере.
Основными видами деятельности является:
- Воспитательная
- Творческая
- Физкультурно-оздоровительная деятельность
Социально-бытовая адаптация
Направлена на формирование способности ребенка-инвалида к самостоятельным навыкам самообслуживания, бытовой деятельности, на уход за собой, помощь младшим и друг другу.
Услуги по социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида включают в себя:
- информирование по вопросам социально-бытовой адаптации
-обучение навыкам самообслуживания
-обучение организации жизни в быту
- обучение мобильности (в т. ч. с помощью технических средств)
Формы работы по социально-бытовой адаптации:
- Беседа
- Практические занятия (дежурство в столовой, на КПП, уборка комнаты, застилание постели, стирка вещей, соблюдение санитарно-гигиенических навыков)
Все направления реабилитации направлены на интеграцию детей-инвалидов, повышение их физической и социальной активности.
Основной период смены направлен на обеспечение полноценного участия детей-инвалидов в культурно-досуговой деятельности.
Основными видами деятельности является:
- Воспитательная
- Творческая
- Физкультурно-оздоровительная деятельность
Проведенные мероприятия
В первом сезоне для 40 детей с ограниченными возможностями здоровья прошла инклюзивная смена.